Публикации

Маркировка – способ защитить потребителей от некачественных товаров

На площадке Общественной палаты состоялся круглый стол, организованный Комиссией по развитию экономики, малого и среднего предпринимательства, участники которого обсудили вопросы, касающиеся соблюдения предпринимателями законодательства об обязательной маркировке товаров.

Данная тема, отметил заместитель председателя Комиссии Иван Якушев, важна как для предпринимателей, так и для потребителей:

«Для предпринимателей, которые ответственно подходят к исполнению законодательства и соблюдают его требования, информация о маркировке не всегда является полной, многие воспринимают ее как дополнительные расходы и не совсем понимают, для чего это делается. Для граждан же очень важно, чтобы качество товаров было на высоком уровне, и мы понимаем, что требования к маркировке исходят из благих целей: контроля качества товаров».

Руководитель региональной Смоленской общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Фемида», председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам ЖКХ, экологии и охране окружающей среды Светлана Крючкова проинформировала участников мероприятия о проверках, проведенных общественными инспекторами в предприятиях торговли города. Из 12 проверенных торговых точек нарушения были выявлены нарушения в 7 магазинах (5 – торгующих непродовольственными товарами, 2 – продовольственными).

Глава организации также обратила внимание на работу портала «Честный знак» – в этой системе должны регистрироваться участники оборота маркированной продукции, а потребители с помощью данного портала могут убедиться в легальности и качестве товара, который они планируют приобрести. Для этого необходимо скачать приложение «Честный знак» и установить его на смартфон (сделать это можно по ссылке). Вместе с тем, по словам Светланы Крючковой, в настоящее время при работе с этим приложением появляются ошибки, а иногда пользователю предоставляется неполная информация.

С целью проинформировать смолян о маркировке товаров «Общество защиты прав потребителей «Фемида» проводит комплекс информационных мероприятий, рассказала руководитель организации:

«С августа по ноябрь 2021 года нами проведено два вебинара и два семинара по различным видам товаров, подлежащих обязательной маркировке. Данные мероприятия были рассчитаны на потребителей».

Светлана Крючкова также сообщила, что беседы с покупателями показывают, что они практически не знают о том, как можно самостоятельно защитить себя от приобретения некачественных товаров. Это, по ее мнению, говорит о необходимости расширить информирование населения о возможностях, которые предлагаются системой маркировки, а также порталом «Честный знак».

Об истории введения обязательной маркировки и сроках внедрения этой системы для различных категорий товаров участникам мероприятия рассказала заместитель начальника Департамента промышленности и торговли Смоленской области Юлия Киргетова.

«В декабре 2017 года Правительство Российской Федерации объявило о создании Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Государство планирует полностью внедрить маркировку к 2024 году», – сообщила она.

Представитель Администрации подробно остановилась на графике этой деятельности и основных задачах:

«Главная задача внедрения обязательной маркировки – это снижение доли теневого рынка, уменьшение количества контрафактной продукции и, как следствие, избавление добросовестных участников оборота от нечестных конкурентов».

Одной из первых товарных групп, выбранных для внедрения обязательной маркировки, напомнила Юлия Киргетова, были изделия из натурального меха – на рынке шуб отмечается повышенный уровень контрафактной продукции.

«Проект оказался удачным, количество подделок и «серых» поставок снизилось, и обязательную маркировку транслировали на остальные товарные группы. Оператором процесса стал «Центр развития перспективных технологий». С 1 июня 2019 года работу с прослеживаемостью меховых изделий перенесли на платформу «Честный знак». Теперь все взаимодействие с контрольно-идентификационными знаками происходит в системе «Честный знак» и предприниматели работают через оператора системы «Центр развития перспективных технологий».

С 2019 года, рассказала заместитель начальника Департамента, в России ввели обязательную маркировку табачной продукции, в 2020-м к этой работе присоединились такие товары, как обувь, лекарства, фототовары, духи и туалетная вода, шины и покрышки. С 2021 году требования по маркировке продукции распространились на товары легкой промышленности, молочную продукцию и упакованную воду. В настоящее проводятся пилотные проекты и эксперименты по внедрению обязательной маркировки в отношении других категорий товаров.

«В целом мониторинг готовности перехода на новые правила работы показывает, что перейти на обязательную маркировку готовы большинство хозяйствующих субъектов Смоленской области», – сообщила Юлия Киргетова.

В завершение своего доклада заместитель начальника Департамента промышленности и торговли проинформировала, что по состоянию на 30 ноября 2021 года в системе ГИС «Маркировка» зарегистрировались:

  • табачная продукция – 951 участник;
  • обувные товары – 577;
  • фототовары – 22;
  • духи и туалетная вода – 202;
  • шины и покрышки – 237;
  • товары легкой промышленности – 953;
  • молочная продукция – 511;
  • упакованная вода – 118;
  • альтернативная табачная продукция – 41;
  • лекарственные препараты – 486.

В продолжение дискуссии член Комиссии Общественной палаты по развитию экономики, малого и среднего предпринимательства Олег Клетный рассказал о заседании Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей, которое было посвящено различным вопросам внедрения обязательной маркировки. По его словам, члены Союза подсчитали, что финансовая нагрузка на предпринимателей по вводу маркировки всех товаров несет прибавление к конечной стоимости продукта порядка 18%.

«Это очень большая цифра, и на федеральном уровне было предложено, чтобы часть финансовой нагрузки по выполнению законодательства взяло на себя правительство. Бизнес это не вытягивает, начинает подстраиваться и находить пути решения данного вопроса незаконным путем», – сообщил Олег Клетный, отметив, что по различным оценкам доля незаконной маркировки на рынке может достигать 30%.

Инициатива РСПП о необходимости уменьшить финансовую нагрузку на предпринимателей нашла поддержку у участников круглого стола, и это предложение войдет в решение Комиссии, которое затем будет направлено на рассмотрение в Общественную палату Российской Федерации.

Соблюдение законодательства об обязательной маркировке товаров также контролируется Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области. О работе ведомства участников круглого стола проинформировала начальник отдела защиты прав потребителей Управления Лариса Омельченко. Она, в частности, напомнила, что плановые проверки в настоящее время проводятся только в отношении крупного бизнеса, например, торговых сетей, а в отношении субъектов малого предпринимательства проверочные мероприятия возможны только по обращениям граждан и только по согласованию с органами прокуратуры.

«Оснований и поводов для проведения проверки достаточно мало, но тем не менее 248-ФЗ сейчас установлены профилактические мероприятия, которые включают в себя информирование, консультирование и выдачу предостережений – без штрафных санкций», – сообщила Лариса Омельченко.

С 1 января 2022 года начнутся мероприятия, получившие название «профилактические визиты», которые затронут предприятия малого бизнеса – опять же без штрафных санкций. Во время этих посещений сотрудники Управления Роспотребнадзора по Смоленской области будут оценивать, соблюдает ли предприятие необходимые нормативные акты, а также проводить информирование и консультирование.

Лариса Омельченко, кроме того, проинформировала участников круглого стола об итогах 18 контрольно-надзорных мероприятий, проведенных ведомством в отношении обувных товаров, подлежащих маркировке.

«Нарушения установлены в 13 предприятиях. Всего проверено 52330 единиц обувных товаров, из них не соответствовали требованиям НПА в части маркирования продукции средствами идентификации: без маркировки – 3250 единиц, с нарушением требований к маркировке и внесения сведений о ней – 48903 единицы», – сообщила она.

В завершение заседания юрист «Общества защиты прав потребителей «Фемида» Раиса Шадрина проинформировала участников круглого стола о работе, проводимой организацией в рамках реализации проекта, поддержанного Фондом президентских грантов.

«У нас есть право проводить общественный контроль, и в рамках гранта с 2019 года нами направлено в суды большое количество материалов о решении вопроса по защите прав неопределенного круга потребителей», – отметила сотрудник общественной организации.

Раиса Шадрина, кроме того, рассказала об успешной практике обращения в суды с целью защиты прав потребителей, которые приобретали некачественные товары, в том числе и подлежащие обязательной маркировке.



Источник: Общественная палата Смоленской области

Общественная палата2021-12-02Просмотров: 147
Яндекс.Метрика